Влияние автоматизации транспортной логистики на эффективность агрокомплексов

01.02.2024 Новости

Агропромышленному комплексу России в последние годы уделяется пристальное внимание государством, поэтому для большинства представителей отрасли наступили достаточно благополучные времена

По крайней мере, статистика Минсельхоза свидетельствует, что доля прибыльных хозяйств в 2023 году составила более 86%. Однако есть нюанс: без учета субсидий уровень рентабельности сельхозпроизводителей в 2023 году составил лишь 15,8%, причем этот показатель снизился год к году. Так что представители этого рынка активно ищут новые точки роста своих экономических показателей, и транспортная логистика может стать одной из них – если, конечно, идти путем автоматизации процесса.

Агропромышленные сложности

Транспортная логистика – болевая точка для многих отраслей, так как в этом процессе кроются большие затраты, а уровень автоматизации, к сожалению, здесь не слишком высок. Но для агропромышленных предприятий транспортная логистика – вопрос во многом более болезненный и критичный, чем для других отраслей.

Как известно, логистическую деятельность любого предприятия (независимо от его специализации) можно считать успешной и эффективной, если производимый товар доставлен в нужное время, в нужное место, в нужном количестве и без потери качества – и все это с минимальными затратами.

В случае с производителями сельхозпродукции ситуация осложняется еще и тем, что часто речь идет о скоропортящихся товарах (в том числе подлежащих маркировке), широком ассортименте при зачастую небольших партиях в заказах, да еще и сезонности спроса и производства. При этом само предприятие расположено территориально достаточно далеко от заказчика.

Все вышеперечисленное касается исключительно сбыта, а ведь есть еще поставки, которые также могут осуществляться хотя бы частично силами собственного транспортного департамента.

Существуют и другие важные факторы, усложняющие и удорожающие транспортную логистику в аграрной индустрии. Для многих агрокомплексов характерным является тесное переплетение разнонаправленных материальных потоков, которые могут отличаться не только свойствами, но и путями к конечному потребителю. К примеру, молочное стадо крупного рогатого скота дает не только собственно молоко, но и телят. И каждый из этих «продуктов» может отправляться как на внутреннее производство, так и на внешнее в виде сырья или в случае с телятами – на другие фермы для выращивания. Логично, что транспорт для перевозки в каждом случае потребуется разный – телят в молоковозах возить нецелесообразно, и это нужно учитывать логисту при распределении грузопотоков.

Возьмем другой пример – заготовку кормов для того же крупного рогатого скота. Корма могут использоваться для собственных нужд в кратчайшие сроки, отправляться на длительное хранение, а кроме того, излишки могут продаваться внешнему потребителю. В каждом из этих процессов потребуется вовлечение подразделения транспортной логистики.

Так что не удивительно, что в себестоимости сельскохозяйственной продукции доля затрат на погрузочно-разгрузочные и транспортные работы превышает 20%.

Искусство логистики

Напрашивается вывод: если эту статью расходов уменьшить, то и себестоимость агропромышленной продукции снизится, а бизнес агрохолдингов станет более прибыльным – не план, а мечта. Вопрос только в том, как такой план реализовать.

Чаще всего указанная задача перекладывается на плечи логиста или группы логистов, которые в ручном режиме пытаются выстроить оптимальные маршруты с учетом максимального количества факторов. И речь не только про функциональные области, хотя даже их выделяют четыре в соответствии с фазами движения материальных потоков: логистика снабжения, логистика производства, логистика сбыта, логистика возвратов. Этого явно недостаточно: на практике речь идет чуть ли не о сотне параметров, способных повлиять на транспортную логистику.

Например, на выбор вида транспорта (воздушного, железнодорожного, автомобильного, водного и т.д.) влияют время доставки, частота отправлений груза, надежность соблюдения графика доставки, способность вида транспорта перевозить разные грузы, способность доставить груз в нужную точку территории, стоимость перевозки. Но и это еще не все – для каждого вида транспорта нужно учитывать и сопутствующие расходы – от оплаты услуг экспедитора до стоимости обслуживания кредита и прочее. И сопутствующие расходы могут существенно изменить расклад, т.е. вид транспорта с более высоким тарифом может оказаться выгоднее, чем тот, который предлагает более низкие тарифы.

Когда же необходимо распределить грузы по конкретным автомобилям, сформировать маршруты с учетом рабочего времени водителя, условий работы склада и организации получателя, становится понятно: в ручном режиме проблема не будет решаться. Чтобы добиться максимального результата нужны инструменты автоматизации.

Экономика автоматизации

Инфографика_TMS_1.jpg

На данный момент можно выделить три пути автоматизации, каждый из которых имеет свои особенности.

Первый – это автоматизация документооборота. Она затрагивает преимущественно внутренние процессы подразделения, но даже при этом дает определенный результат. Это происходит за счет того, что при замене бумажных документов электронными сокращается время на работу с ними, упрощаются и ускоряются коммуникации между сотрудниками, уменьшается количество ошибок и влияние человеческого фактора. Все это, безусловно, плюсы и сокращает расходы. Но это никак не влияет на такие сферы, как уровень использования и износ транспортного средства, траты на топливо, скорость доставки товара до потребителя, ФОТ и многое другое.

Второе направление – это мониторинг движения автомобилей. Если внедрить соответствующую систему, можно отслеживать, где находится транспорт в конкретный момент времени, его скорость и ряд других показателей. Проще говоря, водитель с грузом в кузове не повезет родственников на экскурсию в середине рабочего дня и, разумеется, не спишет расходы ГСМ на агрохолдинг. Это тоже позитивно скажется на расходах на логистику, но решит лишь узкие проблемы, а не масштабные. Более того, даже оба варианта в комплексе не дадут максимального эффекта.

На данный момент единственный путь радикальной перестройки транспортной логистики – внедрение TMS – Тransportation Management Systems или система управления транспортными перевозками. Подобная система позволяет автоматизировать и увязать в единое целое множество процессов – и распределение заказов, и построение маршрутов, и аналитику, и контроль расходов. TMS помогает распределить заказы по транспортным средствам и построить оптимальную последовательность точек выгрузки с учетом всех ограничений в разы быстрее логиста-человека. При этом сам маршрут получается максимально приближенным к идеальному, благодаря чему издержки серьезно сокращаются.

К примеру, один из российских агрохолдингов внедрил TMS GTRoute. Особенность предприятия – разнообразные сферы деятельности: среди подразделений холдинга — птицефабрика, животноводческое хозяйство, пахотные угодья, овощеводство, производство комбикормов и пр. Среднее количество отправлений в сутки составляло около 2,5 тыс. Доставка осуществлялась как собственным автотранспортом (в парке было более 100 машин и 50-100 водителей), так и наёмным.

К моменту внедрения TMS на предприятии использовалась система контроля за передвижением транспортных средств, работающая на базе GPS. После внедрения GTRoute транспортные издержки сократились на 10% за счёт более оптимальной маршрутизации, в деньгах экономия ежемесячно превысила 600 тыс. рублей. В числе других объективных результатов – минимизация выплаты штрафов за несвоевременную поставку продукции в торговые сети, выявление убыточных заказов и отказ от них, а также рост коэффициента использования транспорта с 0,51 до 0,85.

Данный пример – лишь один из множества, но он демонстрирует потенциал внедрения TMS в агрохолдингах. Конечно, масштаб перемен зависит от многих факторов – размера и сложности бизнеса, зрелости автоматизации бизнес-процессов на предприятии и многого другого. Однако TMS как инструмент оптимизации транспортной логистики и повышения эффективности бизнеса на данный момент выглядит предпочтительнее других путей, о которых мы рассказали выше.