Введение обязательной
маркировки молочной продукции

В Российской Федерации еще в 2022 году вступили в силу правила обязательного участия в системе маркировки молочной продукции. Они касаются и собственно производителей, и компании, занимающиеся розничной торговлей.

Введение обязательной маркировки помогает оградить рынок от небезопасного суррогата.

Еще недавно маркировка была необходимым условием для работы организаций, которые производят или импортируют молочные продукты. Но с осени прошлого года к системе должны подключиться и ретейлеры, представители общепита и пр.

Но это еще не все. Через три года, с 2025-го, планируется введение учета любой единицы товаров в том случае, если она может храниться более 40 суток.

Как действует система

На любой экземпляр продукции наносится специальный код в утвержденном формате Data Matrix, сгенерированный защищенным способом. В этот маркировочный код входят четыре группы данных: 14-значный идентификационный номер (GTIN), 13-значный серийный номер, ключ подтверждения и срок годности.


Помимо этого, при внедрении маркировки нужно предусмотреть:
  • наличие на упаковке пустого поля размером до 15×15 мм для размещения кода;
  • наличие возможности печати или маркировки с помощью лазерного принтера на крышках тары;
  • агрегацию системы кодов внутри партии товаров.

При внедрении маркировки каждый производитель может тестировать тару нестандартной формы, чтобы затем принять решение о целесообразности ее использования. Если на тару будет затруднительно нанести штрих-код или затем считать его сканером, разумнее от такой тары отказаться.

Сроки обязательной маркировки молока

В числе первых товаров, для которых маркировка стала обязательной, были сыр, мороженое и некоторые другие товары. Их регулятор решил оцифровать еще летом 2021 года. Всего за год участники рынка должны были подключиться к системе «Честный ЗНАК» и транслировать в нее данные о продажах в ретейле. Для обмена всей необходимой информацией использовались онлайн-кассы.

Постепенно список товаров, на которые распространялись требования о маркировке молока, расширялся. Осенью прошлого года посредством УПД (универсальные передаточные документы) все вовлеченные в процесс стороны должны были подавать данные и об оптовом, и о розничном обороте.

Наконец, уже совсем скоро, к 1 декабря 2023 года, начнется поштучная регистрация товаров, срок годности которых составляет более 40 дней. Для каждого такого продукта должен быть сформирован уникальный идентификационный код, а затем и внесен в УПД.

Молочные продукты, подлежащие маркировке

Согласно постановлению Правительства Российской Федерации № 836,
маркировать нужно молоко, творог, кефир, сливки, сыр, сливочное масло, йогурты, мороженое и сгущенку.
Код ТН ВЭД ЕАЭС
0401
ГРУППА ТОВАРОВ

Молоко и сливки, несгущенные и без каких-либо добавок

Код ТН ВЭД ЕАЭС
0402
ГРУППА ТОВАРОВ

Молоко и сливки, сгущенные или с добавками: сахар или других подслащивающих веществ

Код ТН ВЭД ЕАЭС
0403
ГРУППА ТОВАРОВ

Пахта, свернувшиеся молоко и сливки, йогурт, кефир и прочие ферментированные или сквашенные молоко и сливки, сгущенные или несгущенные, с добавлением или без добавления подсластителей, со вкусо-ароматическими добавками или без них, с добавлением или без добавления фруктов, орехов или какао

Код ТН ВЭД ЕАЭС
0404
ГРУППА ТОВАРОВ

Молочная сыворотка, сгущенная или несгущенная, с добавлением или без добавления подсластителей, продукты из натуральных компонентов молока, с добавлением или без добавления сахара подсластителей, в другом месте не поименованные или не включенные

Код ТН ВЭД ЕАЭС
0405
ГРУППА ТОВАРОВ

Сливочное масло и прочие жиры и масла, изготовленные из молока

Код ТН ВЭД ЕАЭС
0406
ГРУППА ТОВАРОВ

Мягкие, полутвердые и твердые сыры, творог

Код ТН ВЭД ЕАЭС
2105 00
ГРУППА ТОВАРОВ

Мороженое и прочие виды пищевого льда с возможным содержанием какао

Код ТН ВЭД ЕАЭС ГРУППА ТОВАРОВ
0401 Молоко и сливки, несгущенные и без каких-либо добавок
0402 Молоко и сливки, сгущенные или с добавками: сахар или
других подслащивающих веществ
0403 Пахта, свернувшиеся молоко и сливки, йогурт, кефир и прочие ферментированные или сквашенные молоко и сливки, сгущенные или несгущенные, с добавлением или без добавления подсластителей, со вкусо-ароматическими добавками или без них, с добавлением или без добавления фруктов, орехов или какао
0404 Молочная сыворотка, сгущенная или несгущенная, с добавлением или без добавления подсластителей, продукты из натуральных компонентов молока, с добавлением или без добавления сахара подсластителей, в другом месте не поименованные или не включенные
0405 Сливочное масло и прочие жиры и масла, изготовленные из молока
0406 Мягкие, полутвердые и твердые сыры, творог
2105 00 Мороженое и прочие виды пищевого льда с возможным содержанием какао

Какие молочные продукты можно
не маркировать

Под обязательную маркировку не попадает целый ряд молочных продуктов:
  • питание, предназначенное для детей в возрасте до 3 лет, а также питание,
    которое классифицируется как специализированное диетическое лечебно-профилактическое;
  • те продукты, которые не были упакованы промышленным способом – например, фермерская продукция;
  • продукты, вес которых без учета упаковки не превышает 30 грамм;
  • те товары, которые являются рекламными образцами и не будут продаваться;
  • продукция, которая пойдет на экспорт из ЕАЭС;
  • товары, которые планируется реализовывать в магазинах системы tax-free;
  • продукция, попадающая под действие закона о гостайне;
  • молочная продукция массой 30 граммов и менее.

Порядок маркировки и прослеживания
молочной продукции

  1. Заявка на получение маркировки

    Производитель отправляет в Систему заявку на получение кодов
    маркировки. Информация заносится в реестр.

  2. Нанесение цифровой маркировки на всю продукцию

    Данные о промаркированных товарах попадают в систему Честный ЗНАК.

  3. Передача продукции между производителем и дистрибьютором

    Легальность товара подтверждается на каждом этапе его движения от одного
    участника к другому.

  4. Сканирование цифрового кода в момент продажи в рознице

    Подтверждение происходит автоматически с помощью фискального накопителя
    в онлайн-кассе. Здесь же проверяется корректность кода маркировки.

Преимущества работы с нами

C 2021 года GTLogistics — официальный партнёр национальной системы маркировки Честный знак
  • Регистрация по всем требованиям законодательства
  • Техническая и клиентская поддержка
  • Настройка вашего рабочего места к обмену сведениями с Честным ЗНАКом
  • Обучение сотрудников

Стоимость внедрения маркировки молока

  • Если у вас есть вопросы, либо вы хотите уточнить информацию по срокам и стоимости внедрения системы маркировки, пожалуйста, свяжитесь с нами заполнив форму ниже.