Склад ума
Будущее технологии искусственного интеллекта в логистике
Искусственный интеллект (ИИ) – одна из самых хайповых тем последнего времени. Благодаря удешевлению технологии обычный пользователь сегодня может сгенерировать с помощью нейросети картинку, текст или даже программный код. О том, как ИИ внедряется в логистике, о роботах на складе и о том, каково будущее ИИ в индустрии управления потоками товаров, читателям RSpectr рассказывает генеральный директор компании GTLogistics Иван Денисов.
Дешевле и доступнее
По подсчетам ARK Invest, приведенным в исследовании Big Ideas 2023, стоимость обучения нейросетей падает очень быстро – на 70% в год. Такие темпы будут сохраняться до 2030 года, то есть если раньше счет шел на миллионы долларов, то сейчас уже на сотни тысяч, а дальше будет еще меньше.
КОЛИЧЕСТВО ПРЕДПРИЯТИЙ, ПОЛУЧАЮЩИХ ДОСТУП К ИИ, В БЛИЖАЙШЕЕ ВРЕМЯ БУДЕТ БЫСТРО УВЕЛИЧИВАТЬСЯ
Второй фактор, влияющий на распространение ИИ, – это большие ожидания со стороны бизнес-пользователей. По данным «Индекса готовности приоритетных отраслей экономики РФ к внедрению искусственного интеллекта», в 2022 году почти 40% компаний, не использующих ИИ, заявляли о планах по его внедрению. В ARK Invest прогнозируют, что к 2030 году эта технология повысит производительность работников умственного труда как минимум четырехкратно.
Будем честны: логистика в России не входит в число передовых отраслей по внедрению ИИ. Но это не значит, что в логистике с применением нейросетей дела совсем плохи. Рассмотрим те сферы, где ИИ уже задействован.
В сегменте управления остатками и прогнозирования спроса инструменты на основе анализа больших данных уже активно работают в ритейле. Только о том, что используется ИИ, мало кто говорит. Речь идет о прогнозных моделях, которые учитывают огромное число параметров, – от особенностей спроса в конкретных регионах и населенных пунктах и сезонности до погодных условий. Человек подобные тренды может увидеть, а может и пропустить.
ИИ-МОДЕЛЬ СМОЖЕТ УЧЕСТЬ ВСЕ – ЗНАЧИТ, НА СКЛАДАХ РИТЕЙЛЕРА НЕ БУДЕТ ИЗЛИШКОВ ИЛИ НЕХВАТКИ ТОВАРОВ
Это важные факторы, влияющие на прибыль. Поэтому применение инструментов с ИИ будет расти и в будущем.
Не допустить «просрочки»
Хороший опыт использования нейросетей имеется в сфере маршрутизации сборки и размещения товаров в складских комплексах. Драйвером этого направления является в том числе рост числа логистических хабов и ритейлеров с огромными складами. Чем крупнее склад, тем сложнее найти на нем нужный товар. В ручном режиме поиск, естественно, неэффективен. Ведь при размещении надо учитывать множество факторов: от наличия свободного места в зоне с соответствующими требованиям конкретного товара условиями до срока хранения товара и его оборачиваемости.
Поэтому ИИ, вшитый в систему управления складом WMS (Warehouse Management System), уже помогает составлять маршруты размещения товаров и их сборки. Нейросеть поможет определить оптимальные по времени маршруты, не допустить выдачи «просрочки». Актуальность последнего растет по мере распространения маркировки товаров и ужесточения контроля и соответствующих штрафных санкций за реализацию товаров с истекшим сроком хранения.
Но с роботами на складских комплексах пока все не очень гладко из-за того, что кроме софтовой части необходима и аппаратная. Если первая стремительно дешевеет, то с железом процесс идет гораздо медленнее из-за санкционного давления западных стран. К тому же для использования роботов складской комплекс нужно переоборудовать, что также обойдется недешево.
ПОКА ТРУД ЛЮДЕЙ ОБХОДИТСЯ ДЕШЕВЛЕ, РОБОТАМ ПРИДЕТСЯ ЖДАТЬ СВОЕГО ЧАСА
Хотя в будущем, безусловно, они будут развиваться – если, конечно, не придумают чего-то еще более продвинутого.
Схожая ситуация складывается с беспилотниками, занятыми в доставке и транспортировке грузов. Да, беспилотники доставляют заказы из ресторанов или посылки с почты. Тестируется и движение караванов автономных грузовиков. Есть даже эксперименты по доставке лекарств или отправке биоматериалов для проведения анализов в отдаленных населенных пунктах. Все эти решения так или иначе основываются на технологиях ИИ.
Но в целом этот сегмент пока развивается очень медленно. Ведь для умных машин нужны соответствующие дороги. Интеллектуальные транспортные системы, датчики и прочие решения в дорожной отрасли распространяются, но до полного покрытия страны еще очень и очень далеко. Даже в крупных городах зрелость в этом сегменте пока невысока.
ПОКА О МАСШТАБНОЙ БЕСПИЛОТНОЙ ДОСТАВКЕ ВО ВСЕХ ЕЕ ПРОЯВЛЕНИЯХ ПРИХОДИТСЯ ТОЛЬКО ФАНТАЗИРОВАТЬ
Но будет ошибкой думать, что беспилотный транспорт проседает лишь в нашей стране – большинство автопроизводителей если не остановили, то придерживают проекты в этой сфере. Причина кроется в нерешенных вопросах правового регулирования.
Всерьез и надолго
Как и в случае со складами, в цепочке доставки, где роботы пока не могут повысить эффективность процессов, спасают программные решения. ИИ здесь помогает строить маршруты, а задача это непростая. Прежде всего, логисту приходится учитывать до 70 параметров. Речь идет не только про расстояние, но и про грузоподъемность кузовов автомобилей, и про интервалы загрузки и время приемки на точках доставки, и про пробки, и про многое-многое другое.
Опытные логисты стараются лавировать между всеми факторами, выстраивая оптимальный маршрут, но это трудно, долго и требует очень высокой квалификации. ИИ же справляется с задачей быстро и эффективно. Километраж при этом может сокращаться на 20–80%, а транспортные издержки – на 15–20%.
Пока такие решения только начинают распространяться, но у них очень хорошие перспективы, ведь все, кто доставляет товары (а это логистические компании, ритейлеры, дистрибьюторы, производители), стремятся сократить издержки. Искусственный интеллект в этом случае – весьма многообещающий инструмент.
Я НЕ ВЕРЮ, ЧТО В БЛИЖАЙШЕЕ ВРЕМЯ НЕЙРОСЕТИ СМОГУТ ВЫТЕСНИТЬ ЛЮДЕЙ ИЗ СВЯЗАННЫХ С ЛОГИСТИКОЙ ПРОЦЕССОВ
Кладовщики, логисты, сборщики, водители и представители других логистических профессий – все они востребованы рынком.
Но эффективность их труда и прибыльность логистического бизнеса за счет распространения ИИ-решений уже сейчас повышается и будет увеличиваться по мере развития соответствующих инструментов. Так что искусственный интеллект в логистике всерьез и надолго.
Источник: https://rspectr.com/articles/sklad-uma