ИИ и роботы на складах: процесс работы, обслуживание, для чего требуются
На дворе 21-й век. Идет эра технологического прогресса, а люди все еще представляют роботов и искусственный интеллект (ИИ), как высоко интеллектуальные машины, которые способны истребить человечество, как это смешно не звучало. Робот – это нечто человекоподобное, способное думать, выполнять довольно сложные задачи. В будущем, возможно, человечество дойдет до такого прогресса, но пока имеем то, что имеем.
Что такое ИИ и роботы и в чем их отличие?
ИИ сегодня – это системы компьютерного вычисления, обработки естественного языка, распознавания и синтеза речи, интеллектуальной поддержки установленных решений. В нацстратегии указывается ряд перспективных направлений – это автономное решение различного рода задач, алгоритмы устранения проблем на основе данных с частичной разметкой, обработка информации на базе новых типов вычислительных систем и обработка данных. Если говорить простым языком ИИ – это в первую очередь программное обеспечение, выполняющие поставленные задачи различными алгоритмами.
Робот – это оборудование, машина или механизм, совершающий определенные работы и управляемый человеком или алгоритмом. Роботизацию люди внедрили еще сейчас она используется активно на складах.
Машины на складах
Чаще всего роботы на складах не похожи на людей. Машины представляют собой всего лишь движущуюся платформу, если этого достаточно для решения поставленных задач. Человекоподобные роботы редко, но все же встречаются на складах. Осенью этого года таких внедрил Amazon .
Существуют склады, которые фактически представляют собой одну единую роботизированную систему: между стеллажами установлены специальные рельсы, по которым по горизонтали движутся шаттловые роботы, а «вертикальные» задачи решают роботы-манипуляторы. Люди в перемещении товаров на таких складах не участвуют в принципе. Похожая отечественная разработка появилась на складе Почты России в Санкт-Петербурге. Робота назвали складомат.
“При этом складской робот может получать вводные от WMS-системы: например, указания о том, какой товар, откуда и в каком порядке забирать. Если WMS базируется на технологии искусственного интеллекта, то она может генерировать оптимальные маршруты сбора и размещения заказов или распределять загрузку мест хранения. А роботы в свою очередь будут исполнять команду: двигать, перевозить, собирать, расставлять.
Весьма вероятно, в дальнейшем, по мере развития робототехники и нейросетей, роботы станут более интеллектуальными, но на данный момент особой необходимости в этом нет – все данные о движении и наличии товаров на складе должны быть агрегированы в систему управления складом (WMS), которая должна обмениваться данными с ERP-системой компании. Так что более целесообразным выглядит наращивание интеллекта WMS, чем складских роботов” – комментирует генеральный директор компании GTLogistics Иван Денисов.
Останется ли место человеку?
Последнее время человечество живет в ожидании социальной катастрофы из-за развития технологий. Водителей могут заменить на рынке труда беспилотные автомобили, продавцов – развитие электронной коммерции, а складских работников – роботизированные ленты и искусственный интеллект. В теории такое может произойти, но не в ближайшие 10 лет.
“Процесс внедрения роботизированных систем на складах будет идти медленно, ведь внедрение роботов требует денег, а зачастую – еще и полной перестройки складских пространств. У нас же пока даже уровень проникновения WMS-систем сравнительно невысок. Если же сравнить стоимость человеческого труда и роботизированной системы, окажется, что даже для выполнения рутинных операций использовать людей выгоднее.
Но по мере развития и удешевления технологий замена произойдет. При этом появятся другие, смежные профессии – их и займут те, кто ранее работал на складе и готов адаптироваться. В их числе – операторы, диспетчеры, сотрудники сервисных служб или техники и пр. Опыт зарубежных складов показывает, что даже при максимально высоком уровне роботизации сортировка, отбор и транспортировка на место хранение отдаются роботизированным механизмам, тогда как сложные мелкие операции (например, упаковка, в особенности негабаритного или хрупкого товара) остаются за человеком” – объясняет генеральный директор компании GTLogistics Иван Денисов.
Процесс перехода на искусственный интеллект меняет многое в нашем мире. Компании обзаводятся программами по автоматизации бизнес процессов, склады работаю с помощью управляемых роботизированных лент и т. д. Но ситуация обстоит так, что в данный момент такие технологии несущественно влияют на наш мир.С изобретения чата-GPT прошло чуть больше года. По всему миру прошла огромная волна хайпа, но за период использования ничего особенное не изменилось. Внедрение ИИ и тотальная роботизация – процесс долгий, возможно к тому времени, когда на складах останутся только машины, ими будет управлять поколение Альф, детей мира технологий.
Источник: СМИ «Стандарт-Москва»