«Мне сказали, что я взялся за нерешаемую задачу». Как компания из Екатеринбурга несколько лет создавала алгоритм автоматизации логистики
Ему говорили, что это невозможно – сделать алгоритм, который будет просчитывать оптимальный маршрут для доставки груза, учитывать сроки, перекрытые на ремонт трассы и так далее. Но Иван Денисов не сдавался: шахматист международного класса привык думать на несколько шагов вперёд и подходить к делам системно. Успех к его компании GTLogistics пришёл много лет спустя, потому что создатель не сдался, несмотря на множество неудач и критику учёного сообщества.
От шахмат к логистике
Будущий гендиректор GTLogistics Иван Денисов с детства занимался шахматами. Стратегия, расчёты, думать на несколько шагов вперёд. Это сформировало у будущего предпринимателя системный подход к делам.
«Мне всегда хотелось не только играть, но и отыскать прикладную сферу применения своим способностям. Выбор был сделан в пользу логистики вполне осознанно, мне эта отрасль показалась весьма перспективной и интересной. Поэтому я получил образование в этой сфере», — рассказал Денисов «Хлебу».
После работы по найму в различных компаниях, создания собственного транспортного бизнеса Иван решил, что главная проблема современной логистики — недостаточная автоматизация и цифровизация. Слишком много «человеческого фактора», неэффективные решения.
«Я увидел, что есть очень перспективная ниша, где выбор решений ограничен: найти можно было либо тяжелые и дорогие продукты, либо модули с неинтересной функциональностью. Так в 2014 году и появилась идея [создания] GTLogistics», — отметил Денисов.
Предприниматель решил разработать систему, которая сможет оптимизировать логистическую цепочку: с учётом дедлайна, просчитывать размер партии, виды транспорта и маршруты: от кого, куда и как именно нужно везти.
Всё не так просто
Денисов подготовил техзадание, привлёк 10 млрд рублей инвестиций и нашёл разработчика. Над созданием алгоритма трудились два фрилансера. Первая версия программы появилась через полгода, и началось тестирование: требовалось оптимизировать маршрут грузового автомобиля с товаром по 25 магазинам. На это ушло четыре дня, алгоритм оказался слишком сложным.
«Разумеется, сначала подумали, что проблема в коде, но оказалось, что алгоритм очень и очень сложный. Мы были молодыми и горячими, поэтому решили разобраться с проблемой – привлекли докторов и кандидатов наук, искали в научных работах какое-то решение», — добавил Денисов.
Готового решения найти не удалось, и работа продолжилась: чреда тестов, проб и ошибок. Команда испробовала более сотни версий алгоритма. Самым сложным было не опустить руки и не бросить всё. Мало того, что некоторые решения приводили в тупик, так ещё и учёные взялись критиковать разработку.
«Летом 2018 года на одном из научных симпозиумов я выступил с докладом по нашей работе и подвергся серьезной критике. Мне даже сказали, что я взялся за нерешаемую задачу», — вспоминает Денисов.
Но оказалось, что скептицизм учёных был напрасным.
«Примерно в это же время наш алгоритм начал давать результаты – к концу того же 2018 года нам удалось создать рабочий алгоритм», — подчёркивает предприниматель.
В итоге удалось создать систему, которая может обработать данные по нескольким тысячам точек доставки в сутки, распределить грузы по машинамиодновременно оптимизировать порядок объезда, учитывая более 70 ограничений. На составление маршрута для 1500 заказов уходит всего 10 минут.
Из-за санкций жить стало веселее
Сейчас компания поставляет комплексное решение — GTStock для склада, GTRoute для водителей и GTDrive для автопарка. Интерес к продукту есть, систему используют государственные и частные организации. Среди них — как производители, так и поставщики различной продукции.
«Популярность ИТ-решения оценить непросто. Спрос есть: только за 2022 год мы реализовали порядка 10 проектов, в этом году надеемся увеличить этот показатель. Спрос есть и в принципе на WMS (система управления складом) и TMS (система автоматизации перевозок), так как уровень автоматизации в этих сегментах невысок. Темпы цифровизации сейчас наращивают многие компании – отсюда и интерес к внедрениям», — отметил Денисов.
Продукт разработан на платформе 1C, что позволило избежать санкционых проблем после ухода западных вендоров. Главное последствие санкций для компании — изменение рынка: новые ниши и интерес бизнеса к отечественным продуктам.
«Конкуренция в чем-то даже усилилась. Таким образом сложилась ситуация, когда можно наращивать обороты нашего бизнеса, но для этого нужны силы, время, люди. Работы стало больше, жизнь стала веселее. Мы можем работать в любом регионе и делаем это: в числе наших заказчиков — компании, работающие практически везде – от Крайнего Севера до юга страны», — подчеркнул Денисов.
Компания планирует выходить на рынок Узбекистана и других стран СНГ. Инвестиции для этого привлекли ещё в прошлом году.
Источник: https://hlebmedia.ru/mne-skazali-chto-ya-vzyalsya-za-nereshaemu/