Логистический консалтинг: почему не все проекты взлетают?

01.06.2023 СМИ о нас

Рынок логистического консалтинга в России сейчас переживает стадию довольно бурного роста. Это связано как с развитием технологий, так и с переориентацией грузопотоков в связи с геополитическими изменениями.

Однако несмотря на довольно высокие ожидания от применения инструментария логистического консалтинга, ряд проектов оказывается неуспешным.

Почему такое происходит и как это изменить – разбирается генеральный директор компании GTLogistics Иван Денисов.

Оглянувшись вокруг

Сегодня рынок логистического консалтинга развивается, причем потенциал для роста еще весьма велик. Процесс осложняется тем, что в нашей стране отсутствует достаточное количество подготовленных высококвалифицированных специалистов в области логистики, а логистические технологии, развивающиеся стремительными темпами, изменяют бизнес-экосистемы и устанавливают все новые и новые требования. За данными требованиями руководители компаний просто не успевают угнаться – им сегодня также не хватает квалификации быстро перестраивать какие-либо процессы в своих компаниях под новые реалии современного мира.

Поэтому запрос со стороны бизнеса на аутсорсинговые решения логистических проблем только растет. Заказчики приходят в консалтинговые компании с болью, которая, как правило, несет в себе финансовые издержки предприятия. Причиной высоких издержек могут быть как сложившиеся исторически бизнес-процессы, не соответствующие современным реалиям, так и запросы на полное построение логистических процессов компании с нулевого уровня. Также большая часть обращений затрагивает другой важный вызов — это мобильность предприятия, которая очень сильно страдает в результате неправильно выстроенных процессов, отсутствия регламентирования операций и других сопутствующих факторов.

Ожидаемый результат удовлетворения таких запросов – увеличение эффективности работы предприятия за счет корректного построения внутренних логистических процессов. Это в свою очередь позволяет не только снижать затраты компании, но и повышать ее клиентский сервис и положение на рынке относительно конкурентов, которые еще не задумываются о назревающих проблемах.

Дай руку, друг

Резонный вопрос: а действительно ли способен логистический консалтинг помочь бизнесу решить эти серьезнейшие и требующие оперативного вмешательства вопросы?

Сегодня консалтинг предполагает не только оказание профильных консультационных услуг, но и имеет в своем арсенале технические решения, которые позволят компании-заказчику при необходимости обеспечить выполнение как минимум части поставленных задач.

Сам процесс совместной работы может быть условно разделен на следующие этапы:

  • определение ключевых проблем в процессах как непосредственно логистического направления, так и взаимодействующих с ним сфер;
  • разработка мероприятий для решения поставленных задач в ходе обследования;
  • подбор и разработка оптимальной логистической инфраструктуры в соответствии со спецификой деятельностью компании;
  • внедрение и сопровождение всех необходимых изменений процессной и технической части, которая позволит решить выявленные проблемы под ключ.

Вот как это работает

Для понимания того, что должно получиться в идеале, приведу пару реальных примеров.

Компания из сферы продуктов питания обратилась за проведением консалтинга со следующими задачами:

  • оптимизация площадей хранения (На момент консалтинга при полной загрузке склад имел площадь 5000 кв.м);
  • организация эффективного товародвижения на складе;
  • оптимизация процессов складской логистики;
  • повышение скорости обработки заказов.

Для выполнения этих задач во время консалтинга были проведены работы по оцифровке текущих процессов склада и выстроена эффективная схема бизнес-процессов, которая позволила увеличить эффективность текущего персонала при тех же затратах. Также реализована эффективная система размещения продукции, вследствие чего излишние передвижения сотрудников по складу свелись к минимуму, а это в свою очередь позволило ускорить среднее время сборки заказа в 2 раза.

Кроме того, была подобрана схема работы с ротацией продукции и произведено зонирование складских помещений, что позволило сократить занимаемую продукцией площадь до 4000 кв. м, то есть на 20%.

В итоге, сохранив затраты на прежнем уровне, предприятие получило более квалифицированный персонал, сокращенные площади склада (а значит, и потенциал для его расширения) и повышенную скорость и качество сборки заказов, что напрямую влияет на клиентский сервис.

Другой пример. Заводу требовалось решить такие задачи:

  • выбор направления развития WMS-системы;
  • формирование карты складских бизнес-процессов для нового складского комплекса;
  • повышение эффективности сотрудников, разработка KPI, разработка методики обучения персонала складского комплекса;
  • разработка топологии и инфраструктуры нового складского комплекса, с учетом специфики деятельности предприятия.

В результате проведения консалтинга была оцифрована карта бизнес-процессов нового складского комплекса с учетом специфики деятельности предприятия. На основании анализа карты рабочего дня сотрудника сокращен расчетный штат сотрудников, что позволило в дальнейшем отгружать расчетные объемы продукции без потери эффективности. При этом, хотя штат сотрудников был уменьшен на 30 процентов, скорость и качество сборки заказов выросли на 20 процентов за счет разработанного в ходе консалтинга KPI.

Кроме того, для нового складского комплекса была разработана иная топология и инфраструктура, что позволило при использовании комбинированных типов стеллажей в разрезе зон увеличить вместимость склада готовой продукции на 30% от планируемой ранее.

По итогам анализа указанных инноваций был подобран минимально необходимый функционал WMS, который реализован к запуску нового складского подразделения. Составлен план развития WMS системы, который позволит уже на начальных этапах оцифровывать действия сотрудников и оценивать эффективность.

Причем реформа не ограничилась непосредственно описанными мероприятиями. Чтобы повысить эффективность сотрудников в других подразделениях складской логистики, не задействованных в анализе в ходе консалтинга, была разработана методика обучения персонала в соответствии с предложенными в ходе решения задач бизнес-процессами. Это позволило в течение года повысить эффективность на других площадках специалистам компании самостоятельно.

Почему не полетел

Как же тогда получается, что при прочих равных ряд проектов не приносит ожидаемого результата, а процессы компаний хоть и меняются, но эффективность остается прежней или даже снижается?

Ответ лежит в двух плоскостях. На мой взгляд, это, во-первых, поверхностный взгляд на необходимые компании метаморфозы. А ведет к ним неверная оценка необходимых задач и целей. Таким могут грешить как руководство, так и отраслевые специалисты компании-заказчика.

Тут важно отметить, что основная проблема множества современных предприятий в том, что они затянули этап развития логистики, когда это можно было сделать постепенно, менее затратно и тем самым породили серьезные сложности, с которыми уже не могут справиться самостоятельно.

В результате аккумулирования многих мелких проблем при дальнейшем росте и развитии компании ей требуется изменение процессной части. А при допущенных ранее ошибках менеджмент уже не может правильно изменить процессы так, чтобы не навредить – не только бизнес-процессам, но и клиентскому сервису, который сегодня играет очень большую роль.

Вторая плоскость – это возможная недостаточная экспертиза со стороны консалтера. На мой взгляд профильные специалисты в консалтинговой деятельности не должны фокусировать внимание исключительно на отдельных задачах. Консалтер должен смотреть на предприятие через призму совокупности работы над всеми выявленными «провалами». Данная деятельность должна быть комплексной, иначе получится классическое «Удалили сорняк в одном месте, а он вырос рядом и вырос еще большего размера».

Важно помнить, что нет универсального метода решения – в каждом случае нужен индивидуально-комплексный подход на основе реальных задач, знаний и опыта.

Заключение

Результат любого проекта зависит не только от подрядчика, но и от заказчика в равной степени. Для получения планируемого результата необходим «симбиоз»: эффективное взаимодействие двух сторон, только тогда проект покажет эффективность. Проекты, разрабатываемые персонально под каждого из заказчиков, имеют несколько этапов, которые всегда необходимо планировать и соблюдать поставленные сроки. Иначе, если заказчикам позволить растягивать сроки, то в момент, когда проект будет завершен, сделанных изменений окажется недостаточно и потребуются дальнейшие изменения. А предприятие ввиду незавершенных изменений не сможет быстро трансформировать необходимые ему процессы.

 

Автор: Иван Денисов, генеральный директор компании GTLogistics

Изображение от Freepik

Источник: https://www.lobanov-logist.ru/library/352/65014/