Генеральный директор компании GTLogistics Иван Денисов: «Трансформация ритейла делает автоматизацию логистики жизненно необходимой»

26.06.2023 СМИ о нас

Об автоматизации логистики сейчас говорят много, однако, несмотря на это, многие российские компании остаются активными пользователями бумажных таблиц и ручного труда. О том, почему автоматизация логистики жизненно необходима, и почему со старыми методами работы невозможно думать о масштабировании и серьезном качественном росте бизнеса, мы поговорили с главой компании GTLogistics.

Ритейл в последние годы находится в состоянии перманентной перестройки. Среди факторов влияния – пандемия, развитие технологий, изменение профиля потребителя и многое другое. В этих условиях цифровизация и автоматизация становятся инструментами повышения конкурентоспособности бизнеса. Причем речь идет не только о таких процессах, как продажи, но и тех, которые обычно остаются на втором плане – например, о логистике. О том, почему автоматизация этого направления сейчас максимально актуальна, мы поговорили с генеральным директором компании GTLogistics Иваном Денисовым.

Почему вы считаете, что сегодня для ритейла автоматизации логистики обязательна?

– Мы видим серьезную тенденцию на развитие логистики в ритейле – это уже длительный тренд: он зародился году в 2012. Причина в том, что ритейл исчерпал основные ресурсы, которые были связаны с выстраиванием отдела продаж, его оптимизацией, оптимизацией стройки, кредитов. При этом из-за возросшей конкуренции маржинальность розничных сетей снизилась.

Не так давно владелец одной из крупнейших торговых сетей отчитывался о 3-4 % прибыли, которые получал с оборота своего триллионного бизнеса – это совсем немного. Так что ритейл двинулся дальше и стал неким локомотивом развития технологий логистики. Сейчас мы видим, что многие вещи, которые используются в логистике в целом, зарождались именно в этой индустрии. И этот тренд еще не завершен.

Еще один важный момент. Крупные сети увеличивают свои распределительные центры, своё присутствие в регионах для того, чтобы в конечном счёте снизить логистические издержки, которые влияют непосредственно на их прибыль. Также у ритейла сейчас появилась существенно более сложная задача, связанная с тем, что во время пандемии произошла перестройка, и покупатели начали массово переходить в онлайн-сегмент. А это приводит к тому, что нужно перестраивать работу своей логистической системы, переориентировав ее на работу непосредственно с физическими лицами, с доставками до потребителя – это тоже очень сложный вызов для ритейла.

Представьте, что ритейлер привык отгружать товары 5-тонными фурами для конкретного магазина. Для этого требуется одна логистическая система. А когда у компании появляются покупатели, до каждого из которых нужно доставить небольшой объем товара, а также курьерская доставка, сборка на складе становится уже не паллетной, а штучной – требования к WMS меняются. Осложнило ситуацию и то, что взрывной рост продемонстрировали онлайн-сервисы, не принадлежавшие ритейлерам, фактически новые игроки для рынка. Появились дарксторы, где быстро собираются заказы для каждого покупателя – там хранятся ограниченные запасы продукции – и их тоже нужно подпитывать товарами.

Еще 5 лет назад покупателя бы устроила доставка продуктов через несколько дней, причем он готов был заплатить за это 200-300 рублей. А сейчас конкуренция за онлайн-клиентов привела к тому, что покупатель хочет получить продукты за 15 минут или в течение часа и пойдет к тому, у кого доставка бесплатная. Фактически мы увидели глобальную перестройку: наверное, нет ни одной сети, которая не ушла бы в онлайн хотя бы в какой-то мере. А это, в свою очередь, требует перестройки, оптимизации и повышения эффективности логистических процессов, потому что быстрая сборка на складах и в магазинах, быстрая курьерская доставка либо развоз на автомобиле до конкретного покупателя – это все совершенно иной подход к логистике в сравнении с тем, что было еще несколько лет назад.

Не связано ли это ещё и с тем, что требования пользователей к доставке очень сильно повысились?

– Это действительно заметный тренд. Еще 5 лет назад покупателя бы устроила доставка продуктов через несколько дней, причем он готов был заплатить за это 200-300 рублей. А сейчас конкуренция за онлайн-клиентов привела к тому, что покупатель хочет получить продукты за 15 минут или в течение часа и пойдет к тому, у кого доставка бесплатная. Причем, многие не готовы и к общению со сборщиками – сейчас клиенты хотят получить ровно то, что они выбрали в приложении. Т.е. там должна отражаться максимально точная информация о том, что есть в магазине или дарксторе, где будет осуществляться сборка. Cоздавать собственное решение долго, дорого, неэффективно, недополучено будет 30-40 % функциональности. Купить проще, готовое решение быстрее будет запущено в промышленную эксплуатацию. Это тоже связано с логистикой, ведь без автоматизации склада точного отображения актуальных остатков в режиме реального времени в клиентском интерфейсе добиться нельзя. Автономные решения для складской логистики: как сделать грузоперевозки эффективными и экологичными К тому же клиент может заказать 20, 30, 40 штучных позиций, и все их нужно собрать за очень короткое время и доставить. Чтобы решить эту задачу нужны высокоэффективные автоматизированные системы, которые позволят сборщикам показывать высокую скорость работы без ошибок.

Вы назвали несколько довольно масштабных факторов трансформации ритейла. Логистические ИТ-системы работают на оптимизации какого-то одного из направлений?

– Сервис быстрой доставки в принципе не сможет работать полноценно без автоматизации. Никакие сборщики, даже с большим опытом, не соберут товар настолько быстро. Составить оптимальные маршруты для курьеров, чтобы доставка не стала «золотой», в ручном режиме невозможно, если речь идет о десятках или даже сотнях заказов в день из одной торговой точки или даркстора. Так что автоматизация – это не только экономия времени и денег, но и инструмент конкуренции: качество сервиса клиенты ценят и голосуют за него рублем.

Если из магазина привезут не тот товар, будет недопоставка – покупатель пойдет к другому ритейлеру. Т.е. любая WMS-система станет решением всех проблем?

– Вовсе нет. Решения бывают разными. Например, если WMS не поддерживает работу с мобильными устройствами (а поверьте, такие решения на рынке есть), сборка будет осуществляться по распечаткам, на которых сборщики будут ставить галочки, отмечая собранные товары. При большой загрузке ошибки неминуемы. Составить оптимальные маршруты для курьеров, чтобы доставка не стала «золотой», в ручном режиме невозможно, если речь идет о десятках или даже сотнях заказов в день из одной торговой точки или даркстора. А теперь представьте, что есть два сервиса. Оба работают через мобильное приложение. В первом после заказа вам звонит сборщик и рассказывает, чего нет, подбирает замену, а в итоге срок доставки сдвигается, да еще и не все привозят. Второй сервис привез все точно в указанный срок. Какой вы выберете? Ответ очевиден. Но для работы второго нужна более продвинутая WMS с маршрутизацией сборки, система автоматизации управления транспортом – желательно с ИИ-модулем распределения маршрутов. И такие системы на рынке есть – причем, отечественной разработки. Логисты рассказали, как грузы доставляются в космос Т.е. нужно смотреть в первую очередь на конкретные показатели: что и за какой срок позволяет WMS собрать, за какой срок можно доставить определённый товар, какой процент ошибок возникает. В идеале необходимо добиться того, чтобы система сборки заказов, система планирования логистики, система оповещения клиента и система контроля водителя работали как единая система, между ними была обеспечена бесшовная интеграция.

Такие решения актуальны только для ритейлеров с онлайн-бизнесом?

– Нет, конечно. Например, в одном из наших проектов ритейлер автоматизировал другое плечо доставки – не до клиентов, а до магазинов сети. И за счет TMS удалось повысить уровень загрузки транспортных средств на 2 %. Возможно, эта цифра не производит впечатления, но у ритейлера загрузка и так была 96,5 %, так что рост на 2 % принес ему много денег – речь идет о сотнях миллионов рублей в год. Задача в принципе казалась не реалистичной, но была решена. Плюс добились оптимизации при расчете маршрутов: раньше 20 логистов тратили на построение маршрутов и распределение грузов много времени, а сейчас все делается моментально в автоматическом режиме. Сейчас у многих ритейлеров есть собственные центры разработки.

Ввиду сказанного про низкую маржинальность бизнеса, целесообразно ли заниматься созданием собственной WMS или TMS своими силами?

– Не все так однозначно. Когда один из крупнейших маркетплейсов создавался в нашей стране, он не смог найти подходящего решения на рынке и создавал его под свои потребности с нуля. Это был вынужденный шаг. Что он имеет сейчас? На систему потрачено много времени и денег, и она на данный момент уже морально устарела, не смогла дорасти до профессиональных решений – например, у нее нет алгоритмических функций, которые позволяют эффективно маршрутизировать сборку по складу, эффективно размещать товар. Они находятся в заложниках прошлого выбора, сейчас мы этой компании помогаем разобраться с этой проблемой. В идеале необходимо добиться того, чтобы система сборки заказов, система планирования логистики, система оповещения клиента и система контроля водителя работали как единая система, между ними была обеспечена бесшовная интеграция. Важен и фактор затрат ресурсов: создавать собственное решение долго, дорого, неэффективно, недополучено будет 30-40 % функциональности. Купить проще, готовое решение быстрее будет запущено в промышленную эксплуатацию. Конечно, для очень крупных ритейлеров могут потребоваться доработки – но даже в этом случае лучше опираться на готовую платформу. К тому же у нас зрелость цифровизации в логистике пока невысока, так что по мере роста спроса инвестиции в разработку будут расти, возможности решений вендоров будут стремительно увеличиваться – собственная разработка вряд ли сможет обеспечить такую динамику развития.

Вам рынок автоматизации логистики видится настолько перспективным?

– Я в него верю. Я международный мастер по шахматам, и мне хотелось найти бизнес-применение своим мозгам – я выбрал логистику вполне сознательно, получил профильное образование в этой области, окончил магистратуру, аспирантуру. Успел поработать в разных индустриях, но именно в сегменте логистики. У меня даже была своя транспортная компания, так что потребности бизнеса я изучил на собственном опыте, прочувствовал боль от того, что в отсутствии автоматизации предприятия неэффективно работают, знаю, сколько денег они теряют.

Именно в процессе работы я понял, насколько автоматизация логистики перспективная ниша. Причем тогда на рынке были лишь тяжелые дорогие решения. Тогда и появилась идея сделать механизм, который позволит автоматизировать 20% функций и благодаря этому получить 80 % экономического эффекта. Это было еще в 2014 году. Постепенно наш бизнес рос, мы стали сотрудничать с федеральными игроками, в том числе ритейлерам. Сейчас у GTLogistics есть продукты не только для логистики, но и для транспорта, мы занимаемся логистическим консалтингом и т.д.

Есть куда расти?

– По нашим оценкам, лишь 10% отечественных компаний автоматизировали логистику с помощью профессиональных решений, еще 20% имеют хоть какие-то инструменты автоматизации. Порядка 70% пользуются бумагой и Excel. Так что перспективы я оцениваю очень позитивно.

Мы со своей стороны делаем многое для того, чтобы зрелость рынка выросла: сдерживающим фактором является то, что топ-менеджеры до сих пор мыслят в старой парадигме: считают автоматизацию склада дорогой, неэффективной, опираясь на устаревшие знания о решениях. Есть и множество других мифов об автоматизации логистики. Мы их стараемся развенчивать, взяли на себя просветительскую функцию: ведем подкасты, выступаем на конференциях, проводим собственные вебинары. Кроме того, сотрудничаем с УрГУПС, разработали курс по транспортной логистике на базе нашей системы. Мы надеемся, что это поможет повысить зрелость рынка, что позитивно скажется в том числе на бизнесе ритейлеров, и на качестве жизни людей.

Подробнее на New Retail: https://new-retail.ru/persony/generalnyy_direktor_kompanii_gtlogistics_ivan_denisov_transformatsiya_riteyla_delaet_avtomatizatsiyu/